Новости

Адаптация ребенка к детскому саду

24.09.2022

В жизни любого ребенка наступает период адаптации к детскому саду, когда привычный образ жизни кардинальным образом меняется: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость выполнять установленные правила и подчиняться незнакомым взрослым, уменьшение количества персонального внимания.

Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием или отсутствием привычки выполнять требования взрослых, уровнем сформированности навыков самообслуживания и т.д.

Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.

Физическая адаптация включает в себя привыкание к:

  • Режиму дня
  • Питанию
  • Прогулкам на новом месте

К психологической адаптации относятся:

  • Расставание с мамой (и другими близкими людьми)
  • Постоянный контакт с большим количеством сверстников
  • Необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя
  • Привыкание к самостоятельности

В процессе приспособления – адаптации – у ребенка могут возникать следующие изменения в поведении и реакциях:

  • эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
  • нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
  • нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
  • в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.

Как подготовить малыша к детскому саду?

  • Соблюдайте режим дня, который принят в детском саду (дневной сон, прогулки и т.д.);
  • Приучайте к самостоятельности;
  • Иногда оставляйте малыша с кем-то из родственников или друзей. Так ребенок поймет, что в отсутствии мамы он тоже находится в безопасности;
  • Приобщайте кроху к общению со сверстниками (почаще ходите в гости, гуляйте вместе с другими малышами);
  • Разговаривайте с ребенком про садик. Расскажите, как там весело и интересно;
  • Играйте в детский сад, придумывайте про него сказки.

И, наконец, на успех адаптации ребенка к детскому саду значительное влияние оказывает отношение родителей к саду, ведь психологическая готовность и уверенность взрослых передается крохе.

Помните, что в это время ребенок особенно нуждается в заботе и поддержке. Успешной Вам адаптации!

Перейти к содержимому