Адаптация ребенка к детскому саду
В жизни любого ребенка наступает период адаптации к детскому саду, когда привычный образ жизни кардинальным образом меняется: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость выполнять установленные правила и подчиняться незнакомым взрослым, уменьшение количества персонального внимания.
Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием или отсутствием привычки выполнять требования взрослых, уровнем сформированности навыков самообслуживания и т.д.
Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.
Физическая адаптация включает в себя привыкание к:
- Режиму дня
- Питанию
- Прогулкам на новом месте
К психологической адаптации относятся:
- Расставание с мамой (и другими близкими людьми)
- Постоянный контакт с большим количеством сверстников
- Необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя
- Привыкание к самостоятельности
В процессе приспособления – адаптации – у ребенка могут возникать следующие изменения в поведении и реакциях:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.
Как подготовить малыша к детскому саду?
- Соблюдайте режим дня, который принят в детском саду (дневной сон, прогулки и т.д.);
- Приучайте к самостоятельности;
- Иногда оставляйте малыша с кем-то из родственников или друзей. Так ребенок поймет, что в отсутствии мамы он тоже находится в безопасности;
- Приобщайте кроху к общению со сверстниками (почаще ходите в гости, гуляйте вместе с другими малышами);
- Разговаривайте с ребенком про садик. Расскажите, как там весело и интересно;
- Играйте в детский сад, придумывайте про него сказки.
И, наконец, на успех адаптации ребенка к детскому саду значительное влияние оказывает отношение родителей к саду, ведь психологическая готовность и уверенность взрослых передается крохе.
Помните, что в это время ребенок особенно нуждается в заботе и поддержке. Успешной Вам адаптации!