Здоровьесбережение

Использование здровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии – это вид инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья участников образовательного процесса. Данные технологии имеют двустороннюю направленность. Первое – формирование основ валеологической культуры, второе – организация образовательного процесса в дошкольном учреждении без отрицательного влияния на здоровье обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии дополняют традиционные методы различными способами организации оздоровительной работы. Использование здоровьесберегающих технологий решают следующие задачи:

  • закладывает фундамент хорошего физического здоровья;
  • повышает уровень психического здоровья детей;
  • проводит профилактическую оздоровительную работу;
  • знакомит дошкольников с принципами здорового образа жизни;
  • мотивирует детей на здоровый образ жизни;
  • формирует полезные привычки и валеологические навыки;
  • воспитывает ценностное отношение к собственному здоровью.

Виды современных здоровьесберегающих технологий используемых в дошкольных учреждениях:

  • медико-профилактические (контроль состояния здоровья детей, проведение медосмотров, противоэпидемиологическая работа, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок);
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Существует много эффективных современных здоровьесберегающих технологий.

  1. Физкультминутки или динамические паузы это кратковременные перерывы в статической деятельности. Они считаются самыми простыми и распространёнными видами этой технологии. Цель заключается в смене вида деятельности и в предупреждении утомляемости. Для проведения физминутки достаточно 1-2 минут, к выполнению упражнений привлекаются все воспитанники.
  2.  Дыхательная гимнастика относится к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий. Она представляет собой систему дыхательных упражнений по укреплению общего здоровья детей. Дыхательную гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении не более 6 минут. Особое внимание обращают на характер вдохов и выдохов.
  3. Пальчиковая гимнастика используется для развития мелкой моторики, координации движений пальцев рук, осязательных ощущений и речи ребёнка. Используется на занятиях изобразительной деятельности, для подготовки к лепке, рисованию. При проведении гимнастики используются: массаж, действия с предметами, пальчиковые игры. В ходе выполнения пальчиковой гимнастики необходимо следить равномерной нагрузкой на обе руки.
  4. Гимнастика для глаз направлена на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Она необходима для снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепление глазного аппарата. Для выполнения гимнастики достаточно 4 минут. Выполняя гимнастику, дети должны следовать правилу: двигаться должны только глаза и делать все стоя. Гимнастику можно сопровождать стихами и использовать таблицы.
  5. Психогимнастика используется для развития эмоциональной сферы воспитанника. Целью психогимнастики является психофизическая разрядка. Психогимнастика представляет собой курс 20 специальных занятий в игровой форме. Каждое занятие состоит из четырёх этапов, проводится два раза в неделю, могут длиться 25-90 минут. Занятия предполагают разыгрывание этюдов на изображение мимики, пантомимы, эмоций, этюдов с психотерапевтической направленностью.
  6. Ритмопластика основана на выполнении под музыку пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики – развитие двигательной сферы. Ритмопластикой рекомендуется заниматься дважды в неделю по 30 минут и через полчаса после приёма пищи.
  7. Игротерапия подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх. В играх ребёнок имеет возможность проявить эмоции, переживания, снять психоэмоцилнальное напряжение.
  8. Ароматерапия является пассивной методикой воздействия на здоровье детей. Они могут заниматься чем угодно и вдыхать ароматические пары. Эфирные масла можно наносить на глиняные и деревянные предметы.

Суть здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья детей, что является обязательным условием образовательного процесса.


Перейти к содержимому